В преддверии Нового года «Общественная потребительская инициатива» провела обширное обзорное исследование ситуации на потребительском рынке икры – излюбленного деликатеса, хотя бы небольшую баночку которого стремится поставить на праздничный стол практически каждая российская семья. В основе исследования – анализ жалоб потребителей, сообщений в СМИ и публикаций на сайтах надзорных органов.
Как выяснилось, ситуация даже плачевнее, чем представлялось. Страну буквально захлестнула волна фальсифицированной «икры». Причем речь идет не только о банально крашенном желатине, но и о продукции, представляющей реальную опасность для здоровья, включая угрозу пищевого отравления.
Так, в число регионов, жители которых в первую очередь рискуют столкнуться с грубой и вредной подделкой, вошли Москва, Санкт-Петербург, Севастополь, Амурская, Архангельская, Брянская, Волгоградская, Воронежская, Еврейская автономная, Калужская, Кемеровская, Магаданская, Московская, Новгородская, Омская, Оренбургская, Псковская, Ростовская, Самарская, Саратовская, Сахалинская, Свердловская, Тамбовская, Тульская и Ярославская области, Забайкальский, Камчатский, Приморский, Ставропольский и Хабаровский края, республики Башкортостан, Бурятия, Дагестан, Калмыкия, Карелия, Коми, Крым и Чувашия, а также Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округи.
Перечень хозяйствующих субъектов, выпускающих фальсификат, стремительно расширяется. Он состоит главным образом из предприятий-фантомов (призраков), никогда не существовавших или давно прекративших деятельность. К сожалению, в настоящее время у рядового любителя икры, зачастую продающейся в непрозрачных закупоренных банках, нет никаких способов заблаговременно (до покупки) проверить происхождение и качество предлагаемого продукта. Поэтому, выбирая баночку красной или черной, пока остается лишь вспоминать названия фирм, уже успевших скомпрометировать себя.
Например, несколько недель назад список пополнили ООО «Персей» и ООО «Нави», фигурировавшие на упаковках недоброкачественной продукции с гордым названием «Икра лососевая зернистая» – сахалинская, если верить этикетке. В действительности же обе фирмы еще в прошлом десятилетии перестали осуществлять финансово-хозяйственную деятельность. Другой псевдоизготовитель – ИП Козлов В. В., производство которого будто бы размещено в Астраханской области. На самом деле по указанному на этикетке адресу вообще нет никакого производства, такой предприниматель там не зарегистрирован. Тем не менее его «Икра щуки пастеризованная "Новинка"» стала поводом для серьезного беспокойства жителей и властей даже в находящемся в двух тысячах километров Архангельске.
Также из совсем недавнего – в Магаданской области выявлено шесть фантомных предприятий: ООО «Ананда», ООО «Берингия», ООО «Диакс», ООО «Клан», ООО «Миранда» и ООО «Ю-Трейд». Адреса, указанные в информационной системе «Меркурий», оказались недостоверными: ни производственных площадок, ни сырья, ни продукции на местах, куда пришлось выехать специалистам Россельхознадзора, не обнаружилось. Между тем, согласно содержащимся в системе данным, с одних только этих так называемых «предприятий» злоумышленники поставили в центральные регионы России уже как минимум 3250 тонн продукции.
К сожалению, как показывает практика, одной лишь системы «Меркурий» недостаточно для предупреждения и пресечения поступления фальсифицированной и небезопасной продукции на полки магазинов. Фактически сначала сомнительный продукт покупатели должны, что называется, "попробовать на зуб", огорчиться, если не слечь, и только потом, да и то – при наличии у потерпевшего времени и сил для обращения в правоохранительные органы, с помощью выездной проверки надзорным ведомствам возможно удастся определить, является ли то или иное предприятие фантомным, производит ли оно хоть что-нибудь.
Более того, даже обнаружив отсутствие реальной производственной деятельности, надзорные органы на данный момент не имеют организационно-технических средств для того, чтобы без затруднений и задержек блокировать дальнейший оборот продукции, происхождение которой, как выясняется только после выездной проверки, совершенно неизвестно. Фальсификат может производиться в одном месте, продаваться – в другом, при этом на банке будет указано третье. Умножаем это на отсутствие у покупателя возможности проверить качество приобретаемой продукции, удостовериться в легальности ее происхождения и в итоге получаем разрозненную массу жалоб потребителей на обман и отравления, притом не имея в арсенале эффективных инструментов для недопущения последующих инцидентов.
Помимо ущемления прав потребителей и причинения вреда их здоровью, оборот нелегальной икорной продукции также влечет не поддающийся подсчету ущерб водным ресурсам Российской Федерации. Несомненно, природно-биологический, экологический аспект рассматриваемой проблемы не менее важен, чем медико-санитарный и социально-экономический. Закрывать глаза на то, что браконьеры безотчетно и безответственно уничтожают десятки и сотни тысяч тонн лососевых и других семейств тихоокеанских и североатлантических рыб, составляющих вместе с прочими обитающими в России видами животных богатство нашей страны, – было бы просто кощунственно по отношению к будущими поколениями соотечественников.
Незаконно и неконтролируемо добытая в Приморье, на Камчатке и Сахалине рыба (в том числе с икрой) распространяется затем по всей стране и зарубежью, оставляя на месте своего прежнего существования безжизненные океанские пустоши. При этом, пока преступники наживаются на таком промысле, законопослушные хозяйствующие субъекты испытывают дефицит сырья и вынуждены повышать цены на выпускаемую доброкачественную продукцию. В результате несут потери все, кроме теневых, участники рынка, а вместе с ними – и государство, недополучающее налоги и сборы, которые могли бы использоваться для выполнения общественно значимых функций, достижения насущных и предстоящих целей.
Цифры говорят за себя. В октябре ООО «РПЗ "Сокра"» пыталось нелегально сбыть 18 тонн икры лососевых, что эквивалентно более чем 120 тысячам стандартных (140-граммовых) банок. Другая организация – ООО «Малая рыболовная компания» – смогла неправомерно сбыть не менее 500 килограммов икры и 186 тонн рыбы лососевых. Если УМВД по Сахалинской области в 2020 году возбудило в отношении лиц, скупавших незаконно добытые водные биологические ресурсы, 6 уголовных дел, то в этом еще не завершившемся году – 24 таких дела, то есть в 4 раза больше. Очевидно, преступный бизнес увеличивает масштабы, вовлекая все больше соучастников.
В Калужской области зафиксировано 460 фактов выпуска готовой продукции, не обеспеченной сырьем, по сути – неизвестного происхождения (из нелегально добытого сырья). Причем в 75 случаях нарушения были повторные: хозяйствующие субъекты уже уличались в подобной незаконной деятельности. Среди фигурантов – ООО «Русский деликатес». Ранее доступ к системе «Меркурий» был заблокирован еще двум десяткам подобных субъектов. Аналогичные нарушения выявляются и в Волгоградской области, где под видом икры из Сахалина в продажу поступил фальсификат.
В сентябре на Камчатке были задержаны лица, перевозившие 3 тонны нелегальной икры. При этом остается лишь с ужасом представлять, каков реальный размах теневого оборота, учитывая, что в нынешнем году с полуострова в одних только багажах пассажирских самолетов было без каких-либо документов вывезено более 145 тонн красной икры. Средняя стоимость икры, перемещенной таким образом (в личном багаже авиапассажиров) за пределы Камчатки с 2020 года по текущий период, превышает 5 миллиардов рублей.
Заметим, что икра, добываемая браконьерами и выпускаемая фантомными или недобросовестными предприятиями, не имеет никаких преимуществ перед легально произведенной продукцией. Напротив, из-за несоблюдения требований к процессам производства, хранения, транспортировки и реализации в икре, как правило, обнаруживается множество недостатков, включая несоответствия микробиологическим показателям безопасности пищевых продуктов. Впрочем, кишечная палочка, паразиты и антибиотики могут встретиться и в банках на первый взгляд приличных брендов.
В частности, опасное для здоровья содержание подобных незаявленных «компонентов» зафиксировано Роскачеством у таких торговых марок, как «Асто», «Киржачский консервный завод», «Корсаков», «Московский рыбокомбинат», «Сделано в море» и «Сонико-Чумикан». В свою очередь, лабораторные исследования ФГБУ «Хабаровский референтный центр Россельхознадзора» показали, что на 153 тонны красной икры приходится не менее 18 тонн брака, то есть более 11%. Для рынка дорогостоящих деликатесов такая вероятность наткнуться на «некондицию» представляется недопустимо высокой.
Вследствие указанных проблем, с 01 ноября 2022 года стартовал эксперимент по внедрению дополнительных механизмов регулирования внутренних воздушных перевозок икры лососевых видов рыб (красной икры) непромышленного изготовления. При этом, с учетом закрытия воздушного канала перевозок контрабандной икры возможен ее переток в другие сегменты. В этой связи требуется принятие оперативных мер для комплексного пресечения всех незаконных путей поставок икры, а также точного учета объемов ее производства и оборота.
Суммируя вышесказанное, вынуждены констатировать, что российский рынок икры нуждается в более действенных контрольных механизмах, чем ныне на нем применяются. Положительный опыт противодействия незаконному обороту на рынках других потребительских товаров, в том числе продукции легкой промышленности, молочной, парфюмерно-косметической, табачной продукции, лекарственных препаратов и др., свидетельствует о том, что одним из таких механизмов может выступать Национальная система цифровой маркировки и прослеживаемости товаров, более известная как «Честный ЗНАК».
Данную инициативу уже поддержали ключевые ведомства, включая Минпромторг, Минсельхоз, Минэкономразвития, Минприроды, Роспотребнадзор и Росрыболовство, однако мы убеждены, что ее реализация не должна откладываться.
ОПИ присоединяется к органам и организациям, поддерживающим идею запуска маркировки икры средствами идентификации (и прослеживаемости), и, выступает за ее скорейшую реализацию.